Классификация агрессивных сред и их влияние на стойкость зданий

Классификация агрессивных сред и их влияние на стойкость зданий очень важная тема. Понятие «агрессивная среда» следует относить к достаточно широкому кругу химических и геофизических факторов, влияющих на состояние строительных конструкций и материалов, из которых они изготовлены. Треть современных промышленных зданий эксплуатируются в условиях агрессивной среды.

В зависимости от физического состояния, среды распределяются на:

  • твердые;
  • газообразные;
  • жидкие.

Первые две могут относиться к агрессивным, только если присутствует третья – жидкая фаза. В свою очередь жидкие среды классифицируют на органические и неорганические.

Самой опасной для строительных конструкций является кислая жидкая среда. именно поэтому на химических предприятиях 40% расходов занимают мероприятия по ремонту и обслуживанию оборудования и конструкций здания, поврежденных коррозией.

Еще факты: из-за коррозии в нашей стране ежегодно теряется 1,5 млн. тонн металла.

Так чем же отличаются самые опасные агрессивные среды?
  • присутствие значительных объемов жидких кислот или щелочей;
  • выработка газов сернистого ангидрида, хлора и хлористого водорода, окислов азота;
  • перепады температур от замораживания до оттаивания в условиях высокой влажности или в присутствии воды.

Все эти факторы, безусловно, воздействуют на все типы строительных материалов: жби, монолитные и металлоконструкции, деревянные и алюминиевые элементы.

Самыми стойкими к различным видам агрессивных сред являются материалы из стекла и высоколегированной стали (нержавейки). поэтому их используют чаще всего в местах непосредственного и постоянного контакта с источником агрессивного влияния.

Специалисты выделяют такие виды коррозии бетона:
  1. влияние жидкой среды, при которой из цементного камня вымываются конструкционно-важные химические элементы.
  2. химические процессы, проходящие между составом цементного камня и составом воздействующего раствора (например, кислоты или соли)
  3. поры бетона наполняются кристаллизовавшиеся продукты реакций (в твердой фазе), которые увеличиваются в объеме и повышают внутренние напряжения толщи бетонной конструкции. так проявляется воздействие на бетон сульфатами.

Классификация эта условна. На практике встречаются виды коррозии, в которых проявляются признаки, характерные как для первого, так и для второго вида коррозии. Скорость процесса коррозии и его интенсивность зависят как от состава и качества, бетона, т к и характеристики внешней среды (химический состав, солесодержание воды, коэффициент фильтрации ее через грунт, условия омывания бетона водой и др.).

В зависимости от химической природы коррозионного агента различают следующие виды коррозии бетона в воде:

  1. кислотную;
  2. углекислотную;
  3. выщелачивающую;
  4. магнезиальную;
  5. сульфатную.

Вот еще примеры вредного воздействия на бетон: нефтепродукты, впитываясь в бетон, снижают его сопротивляемость динамическим нагрузкам в 10 раз. а также понижается сцепление цементно-щебеночной массы с арматурой внутри бетонных конструкций. именно предотвращением таких реакций заняты проектировщики зданий для тэс и тэц, нефтяных заводов, нефтебаз, бункеров для хранения жидкого топлива. с теми же проблемами встречаются и при эксплуатации цехов по ремонту авто- и мототехники, прокатных цехов, цехов металлообработки – везде, где есть соприкосновение с мазутом, дизтопливом, минеральными маслами, бензин и керосин.

Для продления срока эксплуатации таких зданий применяется особо прочные марки бетона в комбинации с защитой поверхности при помощи лако-красочных материалов толщиной слоя от 200 до 300 мкм. Для этих целей подходят эпоксидные, эфироцеллюлозные, алкидные, поливинилацетатные, полусульфидные и фуриловые покрытия. Для них применяется специальная маркировка:

  • м – маслостойкие
  • б – бензостойкие
  • мб – масло- и бензостойкие.

Основные материалы для промышленного строительства: железобетонные, монолитные и металлические конструкции – весьма уязвимы перед воздействием агрессивных сред условий их эксплуатации. Но минимальные меры по их защите на этапе строительства могут в разы снизить дальнейшие расходы на ремонт и обслуживание.